Все, наверное, слышали такое утверждение
Спрос рождает предложение
однако за таким вроде бы несложным тезисом скрываются свои нюансы, которые мы должны будем рассмотреть.
Без изучения спроса немыслимо существование современной рыночной экономики в том виде, в котором мы её знаем, ведь спрос это олицетворение нас самих, наших желаний и потребностей. Однако спрос это не только наше желание купить тот или иной товар, но и способность на совершение этой сделки.
Виды спроса
Спрос может быть как индивидуальным, характеризующим отдельный типаж потребителя, так и рыночным, который демонстрирует нам тенденцию развития этого товара со стороны всех потребителей.
Выделяют также потребительский спрос, который является неким подобием вашего кошелька. То есть количество денег, которое у вас есть, напрямую формирует ваши предпочтения, а иногда и вкусы. Сложно представить себе среднестатистического россиянина, который будет покупать бутылку Dom Perignon за 50 000 ₽ только потому что это отличный алкоголь, не правда ли?
Спрос, как и наши вкусы и желания, постоянно меняется, поэтому необходимо выделить пару факторов, которые оказывают динамичное влияние на спрос.
Наверное, первое, что приходит в голову цена, так? Всё верно, но давайте выделим не ценовые факторы спроса. Их шесть.
Факторы спроса (не ценовые)
- Вкусы и предпочтения. Ярким примером может служить существующий ранее спрос на видеокассеты. Развитие технологий внесло более удобные и легкие способы просмотра фильмов, и поэтому не вернутся времена, когда мы перематывали карандашом фильмы и музыку.
- Численность покупателей. Спрос на мясо в Москве будет намного выше чем в каком-нибудь Калтане в Сибири.
- Доходы потребителей. Наша сущность такова, что наши потребности растут вместе с нашими доходами, а вместе с ними и спрос на тот или иной товар.
- Цена на другие товары. Классическим примером может быть распродажа в магазинах одежды. При покупке платья из новой коллекции, можно приобрести туфли со скидкой, а потом всей такой нарядной пойти за новой сумочкой. Скидки, снижающий цену на один товар, могут увеличить спрос на основой товар. Это жестокий мир бизнеса.
- Экономические ожидания. Обычно негативные, кстати. Помните, когда доллар поднялся до 80 рублей, и народ пробежался по торговым центрам за телевизорами и холодильниками? Вот это был пример того, что население испугалось ухудшения экономической ситуации в стране, что усилило спрос на те или иные товары.
- Экономическая политика государства.
Очень большое влияние на спрос имеет государство, так как с помощью тех или иных мер, как например, акцизы на алкоголь, может изменять как цены на товары, так и спрос на них.Зная все это, мы уже не можем спутать изменение величины спроса, которое связано лишь с движением цены товара, и изменением самого спроса, причины которого начинаются от наших вкусов и заканчиваются политикой правительства.
Закон спроса гласит, что при увеличении цены товара при сохранении её качества и других не ценовых факторов, спрос на этот товар будет падать. «Эффект дохода» и «Эффект замещения» объясняют этот закон. Представим, что при зарплате в 30 000 р. цена на машинное масло выросла в двое, что снижает вашу покупательную стоимость и спрос на этот товар. Данный факт заставляет вас искать более дешевый аналог, где и проявляется эффект замещения.
Но не всё так просто. Есть также 3 случая, когда закон спроса не работает:
- При ожидании повышения цен (инфляция).
- При ожидании понижения цен (дефляция).
- В случае если товар рассматривается для инвестирования (картины, драгоценности и металлы).
Не расслабляемся, закон предложения впереди.
© 2017 — 2024, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.