При оформлении ОСАГО учитывается коэффициент «бонус-малус». КБМ позволяет сэкономить от 5% до 50% от стоимости полиса. Многим водителям занижают эту скидку по разным причинам. Рассмотрим, как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО?
Как применяют и в каких случаях оспаривают КМБ?
«Бонус-малус» используется с момента введения ОСАГО. Коэффициент является поощрением для опытных водителей. Максимальное его значение позволяет вдвое сократить стоимость полиса автогражданки. Обычно КБМ повышается, если водитель попадает в ДТП. Бывает, что коэффициент, накопленный за годы безаварийного вождения, скидывается к единице без видимой причины.
Внимание! Информационная система Союза автостраховщиков работает с 2013 года. В ней содержится информация о страхователях и выплатах, направленная страховщиками.
Перерасчет коэффициента КБМ возможен по следующим причинам:
- водитель приобрел нелегальный полис и просто пропустил срок страхования — оформлять страховку надо ежегодно;
- страхователь не сообщил о замене документа (водительских прав, паспорта) и не предоставил его страховщику;
- страховая компания вовремя не внесла в базу АИС РСА сведения об изменении данных клиента;
- водитель был вписан в несколько полисов автогражданки разных страховщиков в течение года, поэтому возникла путаница;
- собственник авто вписал в ОСАГО водителя с низким значением КБМ — стоимость полиса будут рассчитывать с учетом худшего коэффициента;
- ликвидация страховой компании, в этом случае данные тоже могут быть не вписаны в РСА;
- сбой в системе в АИС РСА, ошибка со стороны сотрудников страховой при вводе информации.
Если страхователь менял документы, в идеале страховщик должен привязать его к прежним данным, чтобы сохранить «бонус-малус». Но не все страховые компании готовы отказываться от выгоды. Нередко ОСАГО оформляют по полной стоимости, ссылаясь на отсутствие данных в базе АИС РСА. Поэтому, очень важно известить страховщика о смене документов, проконтролировать внесение новых данных, а также сохранение коэффициента.
КБМ может скинуться к стандартному значению, если страховой агент допустил ошибку. Например, неверно указал номер водительских прав или фамилию водителя. Система АИС РСА не узнает страхователя и не найдет информацию о скидке. Поэтому при заключении страхового договора надо проверить личные данные. Если ошибка была обнаружена позже, подать заявление.
Таким образом, восстановление коэффициента «бонус-малус» необходимо во всех перечисленных случаях, кроме ДТП по вине страхователя и отсутствия страховки.
Как восстановить КБМ ОСАГО?
Все страховые компании обязаны ежегодно подавать сведения о страхователях в базу АИС Союза автостраховщиков. Также страховщики и страхователи имеют право запрашивать, а также восстанавливать «бонус-малус». Сам РСА не может восстанавливать коэффициент, так как является посредником между водителем и страховщиком.
В зависимости от ситуации заявление на обжалование КБМ подают:
- напрямую в свою страховую компанию – образец можно посмотреть по ссылке (если подать в РСА оно будет перенаправлено страховщику);
- в РСА, если страховая фирма дала отказ, ликвидировалась, обанкротилась, а также, если страховщик недоволен ответом компании;
- в Центробанк, если страховщик отказывает в принятии заявление или не предоставляет письменный ответ в установленный срок. Но в любом случае перед обращением в ЦБ надо подать заявление в РСА.
К заявлению необходимо приложить: старые полисы ОСАГО, квитанции об оплате новой страховки по неверному коэффициенту; копии паспорта, водительского удостоверения (нового и старого, если менялось); справки из ГИБДД и другие подтверждающие документы.
Страховые компании рассматривают заявления о восстановлении КБМ от 20 до 60 дней. Услуга должна оказываться бесплатно. Если ответ так и не последовал, страхователь может обратиться в РСА или Центробанк. Союз автостраховщиков и ЦБ рассматривают заявления в течение 30 дней.
Как оспорить КМБ в базе РСА?
Проверить КБМ можно на сайте РСА. Если страхователь обнаружил, что коэффициент «бонус-малус» указан в базе неверно, он может подать заявку на восстановление КБМ. Официальный бланк заявления для подачи жалобы в РСА на страховщика можно скачать по ссылке.
В заявлении РСА надо заполнить личные данные, адрес и номер телефона, поля для сведений из документов. В сути обращения заявитель прописывает свои требования, например, пересмотреть КБМ, внести в АИС новые данные.
Заявление в РСА можно направить тремя способами:
- отсканировать и переслать на электронную почту или через электронную приемную;
- по почте заказным письмом с уведомлением (Москва, улица Лосиновская, д. 27, стр. 3);
- подать лично в офисе РСА по данному адресу.
Перед восстановлением КБМ стоит узнать, в какое количество полисов страхователь был вписан. Проверить коэффициент несложно: на сайте РСА надо указать свои ФИО, дату рождения и номер удостоверения.
Как обжаловать КМБ через Центробанк?
При бездействии страховой компании страхователь будет вынужден обратиться в РСА и ЦБ РФ. Жалобы принимаются в разделе ОСАГО на официальном сайте Центробанка. В сути обращения выбрать: «неверное применение КБМ при оформлении ОСАГО». Далее произвольно заполнить текст претензии, загрузить документы.
Заключение
Восстанавливать КБМ можно и нужно, так как он позволяет каждый год экономить на автостраховке. В первую очередь надо выявить причину изменения коэффициента. Затем подать заявление в страховую компанию, в РСА и при необходимости в ЦБ.
Прочтите также: Как добавить водителя в электронный полис ОСАГО
© 2020 — 2024, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.