Многие начинающие и опытные бизнесмены интересуются, как открыть магазин продуктов с нуля. Торговля продовольственными товарами – это прибыльная и стабильная ниша. Даже в кризис, при падении уровня доходов населения, продовольственный магазин будет приносить доход.
- Что нужно, чтобы открыть продуктовый магазин с нуля — пошаговая инструкция
- Анализ рынка и конкурентов
- Выбор ассортимента для будущей торговой точки
- С чего начать или как зарегистрировать бизнес?
- Как выбрать и арендовать помещение для магазина?
- Приобретение и установка оборудования
- Выбор поставщиков и заключение договоров
- Подбор и наем персонала
- Маркетинг и продвижение на рынке
- Финансовая часть бизнес-плана
- Заключение
Что нужно, чтобы открыть продуктовый магазин с нуля — пошаговая инструкция
Избежать ошибок, взвесить риски и свои возможности позволяет бизнес-план. Он составляется на основе анализа рынка конкретного региона. Проект должен раскрывать вопросы о деятельности и основных денежных потоках магазина. План разрабатывается с прогнозом на период от 2 лет и более.
Грамотно составленный бизнес-план позволит привлечь инвесторов или государственное субсидирование. В документе обычно отражаются следующие разделы:
- описание бизнеса (цель, миссия, актуальность, конкурентные преимущества);
- маркетинговый план (анализ рынка, динамика развития торговой точки, план сбыта);
- производственный план (описание помещения, перечень оборудования, персонал);
- организация и менеджмент (требования к качеству продукции и обслуживания, выбор организационно-правовой формы деятельности);
- финансовый план (расчет прибыльности, окупаемости).
Основные существенные данные в краткой форме указываются в резюме бизнес-плана. Рассмотрим пошагово, как открыть свой магазин продуктов.
Анализ рынка и конкурентов
Торговля продовольственными товарами является прибыльной. На продукты приходится 45-47% от всего торгового оборота. Развитие бизнеса сдерживает высокий уровень конкуренции. На крупные дискаунтеры, супермаркеты приходится почти половина спроса. Тем не менее, количество точек сетевых ритейлеров снизилось с 32% до 28%.
К популярным форматам относятся магазины следующих видов:
- гипермаркет – 5000 м2, предлагает широкий ассортимент, в том числе сопутствующие товары;
- супермаркет – 2000 м2, по концепции похож на гипермаркет, но обычно размещается в центре города;
- гacтpoнoм – 500 м2, реализует товары ежедневного потребления;
- мини-маркет – торговая точка до 100 м2, шаговой доступности с самообслуживанием;
- лавка – точка с однотипным товаром, например, булочная, магазин мясной или молочной продукции, ларек;
- магазин в формате «у дома» — самый простой вариант для начинающего предпринимателя. Работает в спальных районах среди многоквартирных домов.
На рынке все более востребованными становятся магазины, реализующие фермерские, экологически чистые продукты, торговые точки, совмещенные с пекарнями, кондитерскими или мясными цехами. Доля магазинов «нового» формата за последние два года выроста с 6 до 10%.
Открытие магазина в сельской местности перспективно, но не в каждом населенном пункте. Важно заранее проанализировать покупательскую способность жителей ряда деревень или поселков. Для доставки товаров в отдаленные деревни можно заняться развозной торговлей. Магазин в небольшом городе будет приносить хорошую прибыль при низкой конкуренции в конкретном районе.
Выбор ассортимента для будущей торговой точки
Ассортимент подбирается с учетом специфики магазина и площади торгового зала. В торговой точке до 50 м2 можно разместить товары на 500 наименований. Есть стандартный ассортимент, который обязателен для магазина в крупном городе или в деревне:
- продовольственные товары ежедневного потребления (хлебобулочные изделия, молочная продукция, мясо, масло, колбасные изделия и т.д.);
- продтовары широкого потребления (крупы, макароны, мука, чай, сахар, соль);
- сезонные группы товаров, например, мороженое, газированные воды.
Средняя наценка в продуктовых магазинах составляет 30-35%. При ее расчете для конкретной торговой точки рекомендуют учитывать среднюю наценку по городу, региону и у ближайших конкурентов. Самая высокая наценка идет на алкоголь, «зимние» овощи и фрукты. Минимальная наценка 15% начисляется на товар первой необходимости.
С чего начать или как зарегистрировать бизнес?
При выборе организационно-правовой формы стоит ориентироваться на масштаб деятельности. Для небольшого магазина, реализующего узкий ассортимент, подойдет ИП, для крупной торговой точки – ООО. По способу вычисления налогов наиболее выгодными для небольших магазинов являются режимы: ЕНВД и УСН. В 2024 году для регистрации торговли продовольственными товарами выбирают код 47.11. Желательно указать и более узкие коды из данной категории.
К моменту открытия магазина должны быть получены следующие документы:
- свидетельство о внесении организации в торговый реестр;
- заключения СЭС и пожарной службы;
- акты проверки Роспотребнадзора;
- разрешение на реализацию табачной и алкогольной продукции;
- сертификаты качества на реализуемые товары;
- медкнижки для продавцов, товароведов;
- договор аренды помещения;
- договор на вывоз мусора;
- бумаги на кассовый аппарат.
Необходимо подготовить уголок потребителя с текстом Закона «О защите прав потребителей» и книгой отзывов.
Как выбрать и арендовать помещение для магазина?
Прибыльность бизнеса по продаже продовольственных товаров на 50% зависит от месторасположения магазина. Самыми перспективными местами считаются первые этажи торговых центров, спальные районы с многоквартирными домами, новые микрорайоны. Для аренды подойдут помещения, расположенные вблизи учебных заведений, медицинских учреждений, транспортных развязок, станций метро или ж/д.
Опытные бизнесмены не рекомендуют открывать магазин вблизи сетевых магазинов, крупных супермаркетов, рынков. Расстояние до них должно составлять не менее 1 км.
Арендуемое место должно соответствовать требованиям контролирующих органов:
- наличие производственных и подсобных помещений для магазина (склад, торговый зал, подсобка или бытовка, помещение для персонала);
- основной и служебный вход;
- все необходимые коммуникации, в том числе санузел;
- звукоизоляция требуется для магазинов в многоквартирных домах;
- пожарная сигнализация, тревожные кнопки.
При постройке и ремонте стоит учитывать требования надзорных органов: отделка стен плиткой, специальными красками, побелка потолков и верхней части стен, водонепроницаемые полы в торговом зале.
Приобретение и установка оборудования
Оборудование подбирается с учетом специфики торговой точки, ассортимента и размера. К основному оборудованию относятся кассовые аппараты, холодильники, морозильные камеры, стеллажи, витрины, прилавки, тележки. Для нарезки необходимы разделочные ножи, доски и другие приспособления. Могут потребоваться такие дополнительные инструменты, как: мясорубки, хлеборезки, овощерезки, машинки для вакуумной упаковки и т.д. Как правило, чтобы оборудовать помещение площадью до 50 м2, надо вложить до 200-300 тысяч руб.
Выбор поставщиков и заключение договоров
При выборе партнеров бизнесмены ориентируются на удаленность, сроки доставки, долю бракованной продукции, способы оплаты. Надежный поставщик всегда имеет сертификаты и декларации соответствия. Работа с отечественными поставщиками выгодна, так как это позволяет упростить логистику, оборот документов, проверять качество товаров, получить выгоду за счет наценки.
Подбор и наем персонала
В штате среднего магазина должны быть: 4 продавца, 1 бухгалтер и 1 уборщица. Число сотрудников зависит от площади и графика работы торговой точки. Для посменного труда необходимо нанять в 2 раза больше человек, чем для дневной работы. Для точки самообслуживания достаточно 2-х продавцов. Каждый сотрудник магазина должен иметь санитарную книжку.
Маркетинг и продвижение на рынке
При разработке рекламной кампании маркетологи рекомендуют ориентироваться на портрет потенциального покупателя. Реклама должна привлекать определенный сегмент покупателей и развивать у них лояльность.
Продвинуть новый магазин на рынке помогут определенные действия:
- оформление входа и изготовление вывески;
- установка штендера;
- размещение рекламы в транспорте, в общественных местах, на специальных стендах, в лифтах близлежащих домов и т.д.;
- выпуск буклета с предлагаемыми товарами и ценами;
- организация распродаж, акций, дегустаций, конкурсов, розыгрышей, праздников с детьми;
- раздача скидочных или бонусных карт для постоянных клиентов;
- продвижение через Интернет и социальные сети, реклама местных СМИ.
Финансовая часть бизнес-плана
Финансовый раздел бизнес-плана позволяет примерно рассчитать, сколько стоит открыть магазин для продажи продовольственных товаров. Данный раздел поможет не только распланировать все действия, но и составить перечень стартовых, текущих затрат, рассчитать рентабельность и прибыльность.
Для успешного старта необходимо покрыть следующие единовременные расходы:
- регистрация бизнеса и получение лицензии на торговлю алкоголем, табачными изделиями – 30000 руб.;
- ремонт арендованных помещений – 60000 руб.;
- приобретение торгового оборудования и инструментов – 200000 руб.;
- закупка первой партии товара – от 800 тысяч до 1 миллиона руб.;
- формирование фонда оплаты труда – 480000 руб.;
- продвижение и реклама – 50000 руб.
Таким образом, для открытия продовольственного магазина в городе необходимо единовременно вложить не менее 1,7 миллионов руб. Для создания сельской торговой точки «на старте» потребуется около 300-400 тысяч руб.
К ежемесячным затратам относятся следующие расходы:
- регулярные закупки товаров – 800000 руб.;
- арендная плата – 50000 руб.;
- заработная плата сотрудников – 40000 руб.;
- обслуживание счета, эквайринг – 5000 руб.;
- реклама – 15000 руб.
Итого, ежемесячные расходы – 910000 руб. В день небольшая торговая точка приносит около 50000 руб. Ежемесячная выручка составит 1,5 миллиона. За вычетом ежемесячных расходов остается прибыль – 590000 руб. При стабильной выручке уровень рентабельности составит 14-15%, первоначальные вложения окупятся за 7-8 месяцев.
Прибыльность напрямую зависит от месторасположения торговой точки. Большую роль для привлечения новых потребителей играет реклама. Магазин продуктов является перспективным видом бизнеса, как в крупных городах, так и в сельской местности. Бизнесмены, работающие в деревне, увеличивают обороты за счет обслуживания нескольких населенных пунктов.
Заключение
Вложения в продовольственные магазины окупаются примерно за 1 год, так как первые месяцы спрос держится на низком уровне. Привлечь клиентов позволяет правильная ценовая политика, грамотно сформированный ассортимент, рекламная кампания. Основным недостатком бизнеса является высокая конкуренция, поэтому необходимо искать место с хорошей проходимостью.
Прочтите также: Как открыть интернет-магазин одежды с нуля: инструкция 2019
© 2019 — 2024, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.