Есть несколько вариантов, куда жаловаться на работодателя. В первую очередь сотрудник может написать обращение на имя руководителя. Второй этап – составить жалобу в трудовую инспекцию. Наконец, можно обратиться и в суд (как на третьем этапе, так и минуя все предыдущие стадии).
Куда жаловаться: пошаговая инструкция
Претензии подаются во многих случаях, если нарушают права и ТК РФ. Конкретные основания для жалоб могут быть самыми разными:
- С работником не подписан трудовой договор.
- Зарплата выплачивается с нарушением сроков.
- Из зарплаты незаконно удерживаются деньги.
- В день увольнения не произведен расчет, не выдана трудовая книжка.
- Работодатель отказывает в предоставлении оплачиваемого отпуска.
- Не созданы приемлемые условия труда.
- Другие нарушения трудового договора, ТК и других норм.
Шаг 1. Обращение к руководству
Не стоит сразу обращаться в надзорные органы – в трудовую инспекцию или в суд. Изначально стоит попробовать разрешить ситуацию сравнительно простым и мирным способом – т.е. выяснить все обстоятельства у коллег (представитель отдела кадров, бухгалтер и др.), после чего составить жалобу на имя руководителя.
Обычно претензия направляется на имя директора филиала или всей компании (если решение вопроса находится именно в его компетенции). Документ составляется в произвольном виде – он состоит из обычных разделов:
- «Шапка», в которой указываются ФИО и должности каждой стороны.
- Описание ситуации – когда и при каких обстоятельствах возникла проблема, кто принимал участие (например, бухгалтер допустил ошибку, представитель отдела кадров не выдает трудовую книжку в день увольнения и т.п.). В этом разделе важно сослаться на нормы законодательства, пункты трудового договора и других документов. Описание должно быть детальным, но в то же время не слишком длинным.
- Итог – слово «Прошу» с перечислением требований (вернуть удержанную доплату, принять меры в отношении сотрудника и т.п.). Крайне важно формулировать просьбы лаконично и очень конкретно.
- Приложения – перечень документов и других доказательных материалов, которые заявитель предъявляет в качестве доказательств своей позиции.
- Дата, подпись с расшифровкой (фамилия, инициалы).
Руководитель либо его заместитель, секретарь, другое уполномоченное лицо должны принять документ в работу и поставить на нем соответствующую отметку. Жалоба составляется в 2 оригинальных экземплярах, один из которых (также с отметкой о принятии в работу) остается на руках заявителя.
Если заявление не принимают, его следует отправить по почте заказным письмом. В таком случае доказательством получения документа будет уведомление о вручении. Его стоит сохранить у себя, чтобы впоследствии использовать в качестве доказательства при рассмотрении дела в надзорных органах или в суде.
Шаг 2. Жалоба в трудовую инспекцию
Ответ руководителя обязательно предоставляется в письменном виде. Возможно 2 варианта:
- Принято положительное решение – в таком случае по запросу должны быть реализованы определенные меры.
- Решение отрицательное – тогда отказ должен быть подробно обоснован.
Однако возможен и такой вариант, что администрация просто проигнорирует сообщение в надежде на то, что заявитель «забудет» о нем. Поэтому в подобных случаях стоит обратиться в трудовую инспекцию. Жалоба составляется по аналогичному плану. Направить заявление и прилагаемые к нему доказательства можно:
- лично;
- через представителя по доверенности;
- онлайн на сайте;
- заказным письмом по почте.
В течение 1 месяца или ранее по обращению будет принято решение. Инспектор обладает полномочиями на то, чтобы провести выездную проверку и даже применить меры административной ответственности – штраф либо приостановка работы предприятия и др.
Обратите внимание! В конверте должны лежать не только документы (обычно предоставляются копии), но и опись вложения.
Шаг 3. Подача искового заявления
Наконец, если заявителя не устроило решение трудовой инспекции, он может обратиться в районный или городской суд, соответствующий его регистрации или адресу компании. Иск составляется по такому же плану. Однако при оформлении этого документа часто стоит обратиться к профессиональному юристу
Сроки рассмотрения жалоб
Сроки устанавливаются индивидуально в зависимости от конкретной организации, компании, учреждения и т.п. Обычно они составляют несколько недель, при этом максимальный срок для ответа – 30 рабочих дней.
В некоторых случаях срок увеличивается еще на какое-то время, что связано с необходимостью проведения внутренней проверки, запросов в инстанции, создания рабочей комиссии, запроса экспертизы (в суде) и т.п. Если время затягивается, заявитель должен получить соответствующее письменное уведомление.
Образцы жалоб
Ниже представлено несколько описаний ситуаций, куда жаловаться на работодателя.
Таким образом, пожаловаться на работодателя можно в самые разные инстанции. Если ситуация выходит из-под контроля или имеют место признаки уголовного преступления, можно составить обращение также в полицию и прокуратуру.
Прочтите также: Образец жалобы на работодателя в трудовую инспекцию
© 2019 — 2025, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.