Один из главных вопросов сотрудников различных компаний связан с тем, как написать и подать жалобу в трудовую инспекцию. Сделать это можно в произвольном виде – заявление составляется письменно и направляется в отделение лично, по почте или онлайн. После этого в течение 30 рабочих дней трудовые инспекторы должны предоставить письменный ответ и принять соответствующие меры.
В каких случаях можно обратиться в инспекцию
В соответствии со ст. 356 ТК любой сотрудник вправе обратиться в трудовую инспекцию, которая обязана принять жалобу и рассмотреть ее. Инспекторы обладают полномочиями по принятию необходимых мер для восстановления прав работников, в том числе наложению штрафов на компанию и конкретных должностных лиц (директор, заместитель и др.).
Конкретного списка случаев, при которых гражданин вправе пожаловаться в инспекцию, не установлено. Однако по смыслу этой статьи обращение возможно, если:
- компания не предоставляет сотруднику работу, т.е. фактически нарушает трудовой договор;
- зарплата выплачивается с нарушением срока и/или с нарушением объема (недоплата);
- отсутствует обязательное страхование, в результате чего сотрудник лишается оплачиваемого отпуска, выплаты по больничному листу;
- сотруднику не предоставлено оборудованное рабочее место;
- для него не созданы нормальные условия труда и т.п.
При этом статистика обращений показывает, что наиболее распространены жалобы, связанные с:
- прохождением инструктажа и обучением на рабочем месте;
- нарушениями по предоставлению средств индивидуальной защиты;
- медицинскими осмотрами;
- оформлением трудового договора;
- обеспечением нормальных условий труда.
Важно! Обратиться в трудовую и инспекцию может не только сам работник, но и любой другой гражданин, который посчитал, что его права нарушены – например, компания безосновательно не приняла его на работу.
Как составить жалобу: образец
Строгой формы обращения не предусмотрено, поэтому работник вправе составить его в произвольном виде. Актуальный образец 2024 года состоит из таких разделов:
- Наименование отделения трудовой инспекции, ФИО и должность руководителя, на имя которого составлено обращение.
- ФИО, адрес заявителя, его контактные данные.
- Суть обращения – подробное описание ситуации (чтобы обосновать нарушение, желательно сослаться на действующее законодательство, разделы индивидуального или коллективного договора, иные документы).
- Просьба – о восстановлении прав и принятии соответствующих мер.
- Приложения – список документов (оригиналы или копии) и иных доказательств (аудиозаписи, фото, видео и т.п.), которые подтверждают позицию заявителя.
- Дата, подпись с расшифровкой (фамилия, инициалы).
Сроки рассмотрения и последствия
В соответствии с установленным регламентом предельный срок рассмотрения обращения – 30 рабочих дней. По результату инспекторы должны направить письменный ответ о принятии мер либо об отказе с обоснованием решения.
Обычно инспекция проводит выездную проверку и на основании выявленных фактов может выбрать такие способы действия:
- Оформление предписания работодателю с требованием об устранении тех или иных правонарушений.
- Наложение штрафов, применение других мер административной ответственности.
- Приостановка работы компании на несколько месяцев.
- Отстранение от работы тех или иных сотрудников.
- Направление материалов в полицию, прокуратуру и другие органы для возбуждения уголовного дела.
Обращение в трудовую инспекцию – один из самых быстрых способов разрешения конфликтной ситуации с работодателем. Но срабатывает он не всегда, поэтому в подобных ситуациях работник может обратиться в суд, приложив в качестве доказательств решение инспектора об отказе в принятии мер.
Прочтите также: Принуждение к увольнению: судебная практика, образец жалобы, статья 77 ТК РФ
© 2019 — 2024, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.