Блокировка расчетного счета налоговой

(11 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Блокировка счета налоговой: как проверитьПользователи интернета все чаще выкладывают в онлайн-сети истории о том, как банки заранее предупреждают своих клиентов о предстоящей блокировке действующего расчетного счета. Истории эти зачастую подкрепляются скриншотами соответствующих сообщений. Получается, что налоговая служба уже вынесла решение о заморозке, но банку, обслуживающему счет конкретного клиента, данное предписание еще пока не было предоставлено. И финансовое учреждение, обладая этими сведениями, якобы заблаговременно ставит потребителя в известность о том, что скоро будет производиться блокировка счета налоговой структурой. Соответствуют ли действительности такие повествования – доподлинно неизвестно. Могут ли банки по закону предупреждать своих клиентов о налоговом аресте денежных средств на счете? И вообще – можно ли узнать заранее о таком решении фискальной службы?

Вправе ли налоговая служба блокировать банковские счета

Блокировка счета налоговой: как проверитьСразу следует отметить, что у государственной структуры, отвечающей в РФ за сбор и администрирование налогов, есть полномочия, позволяющие замораживать на расчетном счете денежные средства, а также запрещать его дальнейшее использование. Важно, однако, уточнить, что речь в данном случае идет не о тех блокировках, которые предусмотрены законодательством, регламентирующим противодействие отмыванию преступных денег (ФЗ-115), и подразумевают внесение компании в список неблагонадежных организаций. На решения налоговой службы об аресте счетов гражданина или юридического лица банк влиять не может. Финансовое учреждение, которое обслуживает расчетный счет, подлежащий блокировке, обязано неукоснительно выполнять подобное предписание фискального органа.

Основания для проведения заморозки банковского счета, принадлежащего налогоплательщику, и особенности данной процедуры предусмотрены Налоговым Кодексом РФ, а именно – его статьей под номером 76:

  • Ситуация первая – наличие у плательщика непогашенной задолженности по налогам и другим необходимым платежам (страховым взносам). Сначала фискальная служба ожидает, что должник самостоятельно оплатит свои обязательства перед бюджетом. Затем высылает плательщику соответствующее требование. Выжидает определенное время. Если просрочка (недоимка) и далее остается открытой, выносится законное предписание о блокировке банковских счетов должника.
  • Ситуация вторая – несоблюдение налогоплательщиком установленных сроков подачи декларации или предоставления отчетности в органы фискального управления. Если такая задержка превысит десятидневный срок, предусмотренный действующим в РФ законодательством, налоговая служба вправе заморозить расчетный счет плательщика. Введенное ограничение на эксплуатацию данного счета будет действовать, пока декларант полностью не отчитается перед налоговой структурой.
  • Ситуация третья – по итогам налоговой проверки были выявлены нарушения с начислением плательщику штрафных санкций. Причиной заморозки банковского счета в данном случае может являться отсутствие у нарушителя иных активов, которыми можно было бы обеспечить неукоснительное исполнение наложенных взысканий. Арест счета производится фискальной службой по факту завершения такой проверки.

Недоимка по уплате налоговых обязательств: типичный пример

Блокировка счета налоговой: как проверитьК примеру, у налогоплательщика на банковском счете находится сумма в размере 150 000 рублей. Предполагается, что данные средства будут направлены на выдачу заработной платы работникам, оплату аренды и другие нужды. Если плательщик – индивидуальный предприниматель, на этом счете в банке может размещаться его личный денежный запас. Были начислены обязательства по налогам на сумму 20 000 рублей. Однако в установленные сроки платеж не был произведен субъектом предпринимательства. Налоговая служба в этой ситуации направляет банку предписание о заморозке по счету плательщика 20 (двадцати) тысяч рублей. Оставшимися деньгами в размере 130 (ста тридцати) тысяч рублей клиент банка может располагать, как и прежде.

Иногда бывает и так, что решение об ограничении платежных транзакций по определенному счету на конкретную сумму приходит в банк плательщика, а требование о взыскании с клиента соответствующей недоимки отсутствует. Получается, что списание средств налоговой службой не производится, но полноценно использовать этот денежный остаток все равно нельзя по причине заморозки.

Задержка с подачей налоговой отчетности: типичный пример

В установленный законодательством срок субъект предпринимательства должен представить налоговой службе определенную отчетность. Если этого не происходит, фискальный орган констатирует факт задержки и направляет налогоплательщику уведомление с напоминанием о необходимости подготовить и подать соответствующую документацию. По истечении нескольких дней снова проверяется факт поступления отчетности (декларации). Если её по-прежнему нет у налоговой службы, выносится предписание банку об ограничении операций по клиентскому счету.

До предоставления налоговой отчетности в полном объеме средства на банковском счете плательщика будут заморожены – действует запрет на выведение средств, а также проведение расходных операций, платежных транзакций и выплат третьим лицам.

Однако деньги от клиентов и прочих субъектов на расчетный счет организации (предпринимателя) поступать будут. Воспользоваться зачисляемыми средствами нельзя, пока вопрос с подачей отчетности в налоговую структуру не будет окончательно решен. Для некоторых целей все же разрешается использование денег со счета, подвергшегося блокировке, но делать это порой будет достаточно сложно.

Чьи счета могут подвергаться налоговой блокировке

Вышеупомянутые нормы Налогового Кодекса РФ (статья 76), допускающие принудительную блокировку фискальной службой банковских счетов, принадлежащих налогоплательщикам, касаются лишь субъектов бизнеса – организаций (юридических лиц), а также индивидуальных предпринимателей. На обычных граждан – физических лиц – данные положения не распространяются.

Дело в том, что налоговая служба вправе удержать недоимку (задолженность по налогам) с расчетного счета, принадлежащего индивидуальному предпринимателю или компании (ООО), без получения санкции у суда. Списание средств на этом же основании со счетов обычных граждан – физических лиц – не разрешается без судебного решения. Между тем, упрощенный порядок взыскания налоговых долгов позволяет фискальному органу ощутимо ускорить процесс покрытия задолженности перед бюджетом.

Заморозка банковского счета: как узнать об этом

Как проверить расчетный счет на предмет возможной блокировки? Вынесенное предписание о заморозке расчетного счета налоговая служба присылает непосредственно плательщику (владельцу счета) и соответствующему финансовому учреждению (обслуживающему банку) одновременно. Иногда, однако, налогоплательщик получает такое уведомление позже, чем банк. При ознакомлении с данным решением фискального органа лояльная кредитно-финансовая организация, как правило, быстро сообщает об этом своему клиенту. Делается это обычно посредством отправки уведомлений через мобильный банк, персональный кабинет клиента в онлайн-банке или SMS-оповещения.

Так или иначе, финансовое учреждение сможет уведомить клиента о блокировке счета по требованию налоговой службы лишь тогда, когда само получит соответствующее предписание. Решение государственного органа о приостановлении транзакций по конкретному счету выполняется обслуживающим банком сразу же – без промедления.

Иначе говоря, банк сообщит клиенту об уже состоявшейся заморозке и её причинах, но никак не о намерениях налоговой службы сделать это в определенной перспективе.

Еще один вариант – плательщик, попавший под санкции фискального органа, может узнать о блокировке своего счета с помощью виртуальной системы для онлайн-отправки налоговой отчетности. Однако возможность использования данной опции будет зависеть от действующих настроек этого приложения. Важно понимать, что такое оповещение уже не поможет обладателю банковского счета избежать блокировки или устранить заморозку без выполнения конкретных требований властной структуры, официально отвечающей за сбор и администрирование налогов.

Предупреждение о предстоящей блокировке: может ли банк делать это

Следует оговорить, что кредитно-финансовая организация, получившая предписание из налоговой службы, не вправе сообщать клиенту о предстоящей блокировке счета до её фактического совершения. Конечно, если банк работает прозрачно для органов государственного контроля и четко придерживается норм действующего в РФ законодательства. Более того, есть все основания полагать, что банк, нарушивший данное требование и предупредивший клиента заранее, руководствуется в данной ситуации своими личными интересами, но не заботой о плательщике налогов. Такая «медвежья услуга» со стороны финансового учреждения может привести владельца счета и других клиентов банка к серьезным проблемам с далеко идущими негативными последствиями.

Необходимо также понимать, что принудительная заморозка банковского счета, принадлежащего налогоплательщику, является крайней мерой для фискального органа, занимающегося инкассацией долгов бизнеса перед бюджетом. Налоговая служба прибегает к подобным действиям лишь тогда, когда предупреждения и требования не способствуют погашению недоимки.

Или, как вариант, если необходимая налоговая отчетность надлежащим образом не предоставляется плательщиком в установленные законодательством сроки.

Как показывает практика, приостановление (временный запрет) расходных транзакций по банковскому счету является весьма эффективным методом принуждения должника к выполнению законных требований власти. После такой блокировки субъекты бизнеса зачастую быстро покрывают налоговую задолженность и вовремя подают соответствующую отчетность. Заморозка счета в банке нередко становится единственно возможным способом донести нужную информацию до налогоплательщика, намеренно избегающего всяческих контактов с фискальной службой.

Заранее предупредить владельца счета о санкционированной заморозке его средств – это значит активно содействовать правонарушителю в уклонении от исполнения законных требований государственных структур. Ни один банк не имеет легального права проявлять такую лояльность в отношении своего клиента. Конечно, органы налогообложения тоже могут заблуждаться и выносить подобные решения по ошибке. Но банк не вправе разбираться в этой ситуации по существу. Он должен сразу же исполнить такое предписание, вынесенное государством, оперативно уведомив клиента о блокировке исключительно по факту её совершения.

Прочтите также: Онлайн кассы с 1 июля 2018 года — кто должен перейти

© 2018 — 2024, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

(11 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

 

или заполнив форму ниже.

Автор: Надежда Тихонова

Юрист по налогам и гражданскому праву
  • 1. Образование: государственное и муниципальное управление (ДВФУ) по специализации юриспруденция.
  • 2. Опыт работу в юридической сфере более 10 лет;
  • 3. Составление договоров.
  • 4. Претензионная работа.
  • 5. Составление юридических заключений.
  • 6. Оказание юридических консультаций.

109 запросов за 4,326 сек., затрачено 54.76 mb памяти.