О том, как обжаловать решение налогового органа, рассказано в федеральном налоговом законодательстве, а именно в Главе 19 и 20 НК РФ. Там прописаны перечень лиц, имеющих право на подачу протеста, орган, в который нужно приносить жалобу, сроки ее предоставления, порядок рассмотрения, основания для отказа в принятии и другие моменты.
Кто может обжаловать
В аб. 1 стат. 137 НК РФ сказано, что любое лицо может пожаловаться, преследуя задачу восстановления своих несоблюденных прав:
- на действия (или на допущение бездействия) должностных работников территориальных или федерального налогового органа;
- на акты ФНС, изданные в отношении конкретного налогоплательщика, содержащие какое-либо незаконное требование в отношении него (ненормативные акты).
При этом обжалование осуществляется:
- сначала – в стоящий выше налоговый орган;
- и только после этого – в суд (ч. 2 стат. 138 НК России).
Виды жалоб
Существует два вида:
- “просто” жалоба;
- апелляционная жалоба.
Первая подается в случае, если опротестовываются ненормативные акты, которые уже вступили в свою законную силу, или действия должностных лиц. Вторая – в отношении невступивших в силу актов.
Как подать протест, сроки
В силу ч. 1 ст. 139 НК России, предоставление протеста следует осуществлять не напрямую в вышестоящую налоговую инстанцию, а в то территориальное подразделение ФНС, которое нарушило права заявителя. В течение 3 дней орган, нарушивший права, обязан передать жалобу в вышестоящую инстанцию.
Действующая процедура обжалования решения налогового органа предусматривает четко установленные сроки подачи.
Решение по жалобе вышестоящего органа можно обжаловать еще раз – уже в Центральный Аппарат ФНС. Сделать это нужно в течение 3 месяцев после принятия соответствующего вердикта вышестоящего ведомства (аб. 3 ч. 2 стат. 139 НК).
Оформление жалобы
Ч. 1 ст. 139.2. НК устанавливает, что протест на действия должностных лиц, на нормативные акты, изданные с нарушениями, подается исключительно в письменном формате. Обязательное требование – простановка подписи:
- заявителем лично;
- или его представителем.
Жалоба должна содержать обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 стат. 139.2. НК, а именно:
- ФИО, адрес проживания (если заявителем является гражданин), полное название и адрес нахождения головного офиса (если заявитель – юридическое лицо);
- данные, позволяющие идентифицировать предмет обжалования – ссылка на реквизиты акта ненормативного характера, описательная характеристика действия или бездействия работников налогового органа с указанием ФИО провинившихся;
- полное название органа, допустившего нарушение норм права;
- перечень оснований со ссылкой на законодательство, подтверждающих, что права заявителя действительно были нарушены;
- требования, выдвигаемые заявителем;
- указание на способ получения вердикта по протесту – на бумажном носителе, в электронном формате, через персональный кабинет плательщика налогов и сборов.
К протесту могут быть приложены:
- документация, свидетельствующая об обстоятельствах, на которые заявитель ссылается в тексте документа;
- паспорт заявителя и, при наличии, его доверенного представителя.
Основания для отказа в рассмотрении протеста вышестоящим ведомством
Существует 5 установленных законодательно причин, при наличии которых стоящий выше орган оставляет протест без рассмотрения. Все они прописаны в ч. 1 стат. 139.3. НК России:
- жалоба была представлена в устной форме, либо в ней не был указан предмет обжалования – а именно, ссылка на ненормативный акт или на действие работников ФНС;
- протест был подан по истечении сроков, отведенных на обжалование;
- заявитель отозвал жалобу;
- заявитель уже ранее подал жалобу по аналогичным основаниям;
- нижестоящий налоговый орган в добровольном порядке устранил нарушения прав.
Решение об оставлении протеста без рассмотрения выносится вышестоящей инстанцией в течение 5 дней после получения жалобы и высылается (или вручается лично) заявителю в течение 3 дней после вынесения.
Порядок рассмотрения
При отсутствии причин для отказа в приеме вышестоящее налоговое ведомство приступает к рассмотрению.
В ходе процесса заявитель вправе в любой момент представлять дополнительные документы и (или) доказательства, подтверждающие нарушение прав (ч. 1 стат. 140 НК).
По общему правилу, рассмотрение осуществляется без участия заявителя (ч. 2 стат. 140 НК). Исключением является случай, когда представленные заявителем и нижестоящей налоговой инспекцией сведения или документы, имеющие непосредственное отношение к делу, содержат расхождения.
Результатом рассмотрения является вынесение решения об:
- отказе в удовлетворении требований;
- удовлетворении требований полностью или в части.
Судебное решение вопроса
В случае, если жалоба будет оставлена вышестоящим налоговым ведомством без рассмотрения, либо ее результат не удовлетворит заявителя, он сможет обратиться в суд.
Обращаться нужно:
- в мировой;
- или в районный;
- или в арбитражный суд (в зависимости от подсудности конкретного дела в соответствии со ст. 17.1., 18, 19 КАС РФ, Главой 4 АПК РФ).
Итак, если налоговый орган нарушает права гражданина или организации, данные лица могут обратиться за защитой своих интересов сначала в вышестоящую налоговую инстанцию, а затем и в суд. Жалобу нужно подать в определенные сроки, в письменном виде, с указанием обязательных реквизитов. Процесс оспаривания не освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности, которую он обжалует, кроме случаев, установленных в аб. 2 ч. 5 ст. 138 НК.
Прочтите также: Как пользоваться приложением «Мой налог»?
© 2019 — 2024, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.