ЦБ вводит дополнительный контроль за платежами в интернете

(10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

ЦБ вводит дополнительный контроль за платежами в интернете7 декабря 2018 года на рассмотрение Государственной Думы был внесен законопроект о внесении изменений в 161-ФЗ от 27 июня 2011 года “О национальной платежной системе”, в силу положений которого на территории Российской Федерации будет введен дополнительный контроль за платежами в интернете, осуществляемыми физическими и юридическими лицами.

В сегодняшнем материале мы представим обзор возможных поправок и дадим необходимые комментарии по представленному вопросу.

Основная информация

Депутаты Государственной Думы А. Г. Аксаков, И. Б. Дивинский, О. А. Николаев и член Совета Федерации Н. А. Журавлев предлагают внести в российское законодательство о национальной платежной системе такое понятие, как “платежный агрегатор”.

Под платежным агрегатором будет иметься ввиду специализированная фирма, отвечающая за прием платежей от населения и их проведение в пользу различных интернет-магазинов, то есть своего рода посредник между оплачивающим товары (услуги) лицом и продавцом.

Агрегаторы появились на рынке безналичных платежей сравнительно недавно, но быстро распространили свою деятельность – по данным исследовательской компании MARC, агрегаторы обеспечивают проведение платежей уже на более чем 80000 сайтах.

Законопроектом также вносится и ряд других изменений в законодательство о российской платежной системе, в частности:

  • предусматриваются новые предписания к порядку взаимодействия банковских учреждений и организаций-поставщиков платежных приложений, таких как ApplePay, SamsungPay, MirPay;
  • вводится возможность по осуществлению финансовых транзакций с использованием корпоративных электронных кошельков между юрлицами и ИП;
  • вводится возможность кодирования реквизитов перевода с целью увеличения скорости, удобства и точности формирования распоряжений клиентов.

Суть поправок в законодательство

Согласно поправкам, деятельность агрегаторов будут контролировать через кредитные банковские и небанковские организации для соблюдения положений российского законодательства о противодействии легализации прибыли, полученной преступным путем (115-ФЗ от 7 августа 2001 года “О противодействии…”).

Обеспечение исполнения требований поправок в законодательство будет осуществляться посредством возложения обязанности на платежных агрегаторов, осуществляющих работу в статусе банковского платежного агента, на заключение договоров с интернет-магазинами и прочими продавцами, от имени кредитного учреждения – банка или НКО.

На агрегаторов также возложат 4 дополнительных обязанности:

  1. проверять интернет-магазины на предмет благонадежности;
  2. принимать участие в урегулировании спорных транзакций;
  3. обеспечивать безопасность при переводах финансовых средств между покупателем и продавцом услуг (товаров, работ);
  4. создавать специальный счет в банке для аккумулирования денежно-финансовых средств, полученных от плательщиков.

Распространенность агрегаторов в платежной среде

Согласно информации, представленной интернациональным исследовательским агентством MARC, в 2017 году на территории Российской Федерации платежи через интернет принимали около 124000 сайтов. 66 % из них принимали платежи через агрегаторы.

Наиболее популярный агрегатор по результатам 2017-го года – это Яндекс. Касса. Его услугами по приему платежей от клиентов пользуются около 31,7 % от всех интернет-магазинов и прочих сервисов, принимающих оплату.

Второе место занял агрегатор Robokassa – с ним сотрудничало около 9,2 % интернет-магазинов. Остальное распределение выглядит следующим образом:

Наименование платежного агрегатора Количество сайтов в процентном соотношении, работающих с ним (от общего количества сайтов, принимающих онлайн-платежи)
Payeer 4,8 проц.
UnitPay 4,3 проц.
PayAnyWay 3 проц.
Wallet One 3 проц.
Interkassa 3 проц.
RBK Money 2 проц.
PayMaster 2 проц.
Platron 2 проц.

Оставшиеся 11 % онлайн-магазинов и прочих площадок, принимающих платежи в онлайн-режиме, работают с иными агрегаторами, на долю каждого из которых приходится примерно по 0,9 – 1,3 % сайтов:

  1. PayU;
  2. Uniteller;
  3. PayOnline;
  4. Assist;
  5. ECommPay.

На кого требования поправок распространяться не будут

Роман Прохоров, являющийся руководителем ассоциации “Финансовые инновации”, пояснил, что требования нового законодательства не будут распространяться на тех платежных агрегаторов, которые предоставляют исключительно техническую платформу для проведения платежей, но сами не занимаются осуществлением расчетов.

А вот те агрегаторы, которые используют для аккумулирования средств плательщиков специальный счет для дальнейшего перечисления денег интернет-магазину за вычетом комиссии за свои услуги, обязаны будут следовать новым нормативным положениям.

Цель введения поправок

Основные цели поправок следующие:

  • узаконить деятельность платежных агрегаторов, сделав их частью национальной российской системы платежей;
  • предотвратить отмывание доходов, полученных преступным путем, а также поставить транзакции, проводимые агентами, под контроль Центробанка;
  • защитить денежно-финансовые средства добросовестных клиентов путем разделения счетов платежного агрегатора.

Комментарии:

  1. Многие недобросовестные агрегаторы неполностью идентифицируют клиентов, а также используют 1 банковский терминал для обслуживания нескольких лиц. Соответственно, таким образом скрываются в трафике платежей нелегальные транзакции – например, направленные в пользу онлайн-казино или организаций, деятельность которых запрещена на территории РФ.
  2. Сейчас на счетах агрегаторов хранятся как деньги клиентов, так и полученные от результатов их хозяйственно-финансовой работы. Соответственно, при банкротстве (несостоятельности) агрегатора материальные средства клиентов могут быть арестованы. Разделение счетов позволит избежать данную проблему.

Вероятность доработки некоторых норм законопроекта и несение платежными агрегаторами дополнительных расходов, связанных с их реализацией

Если поправки в федеральное законодательство будут одобрены Государственной Думой и вступят в законно-правовую силу, то кредитным учреждениям и их партнерским компаниям придется понести дополнительные финансовые траты. Так полагают в крупнейшем на российском рынке безналичных онлайн-платежей агрегаторе Яндекс. Касса, который осуществляет деятельность через НКО Яндекс. Деньги.

В информационной службе Яндекс. Кассы отметили, что некоторые нормы законодательного проекта вызывают у их фирмы ряд вопросов, однако есть вероятность, что нововведения еще будут обсуждаться и конкретизироваться не раз в процессе их принятия и одобрения парламентариями.

Татьяна Глазачева, занимающая должность исполнительного директора Робокассы – 2-го по величине, после Яндекс. Кассы, российского агрегатора, считает примерно также – поправки требуют тщательной проработки и обсуждения в рабочих группах.

Глазачева отмечает, что доработка и обсуждение поправок в рамках рабочих групп необходимы, чтобы понять, пытаются ли законодатели обязать агрегаторов получать статус банковских платежных агентов вне зависимости от того, по какой бизнес-модели они работают и как осуществляют расчеты, или в зависимости.

Руководитель правления QIWI банка Мария Панферова думает, что обсуждение нововведений будет осуществляться не только в пределах Государственной Думы, но и с учетом мнения участников платежного рынка.

Ведь агрегаторам, в целях исполнения требований нового законодательства, придется полностью пересмотреть договорную схему взаимодействия с банковскими организациями и клиентами, что потребует ряда затрат, в частности, на:

  • открытие спецсчета для расчетов с контрагентами;
  • перезаключение сделок с кредитными учреждениями и поставщиками.

Итак, если новые поправки в законодательство о национальной системе платежей будут приняты, то платежных агрегаторов заставят “выйти из тени”. В частности, им потребуется идентифицировать своих контрагентов, урегулировать споры по платежам и соблюдать требования безопасности при проведении транзакций, а сведения об их деятельности будут передаваться в Центробанк.

Прочтите также: Закон о блокировке карт и счетов без предупреждения

© 2018 — 2024, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

(10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

 

или заполнив форму ниже.

Автор: Надежда Тихонова

Юрист по налогам и гражданскому праву
  • 1. Образование: государственное и муниципальное управление (ДВФУ) по специализации юриспруденция.
  • 2. Опыт работу в юридической сфере более 10 лет;
  • 3. Составление договоров.
  • 4. Претензионная работа.
  • 5. Составление юридических заключений.
  • 6. Оказание юридических консультаций.

107 запросов за 3,043 сек., затрачено 54.69 mb памяти.