Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья призвано преодолеть социальное неравенство между «здоровыми» людьми и инвалидами. Для этого потребуются существенные изменения в российском обществе, сознании людей и самой системе образования.
В чем суть инклюзивного образовательного подхода?
Обучение согласно принципам «инклюзии» — это создание общей системы образования для всех детей. Предполагается, что ученики с разным уровнем интеллекта, психическими, физическими особенностями, языковыми, культурными и этническими различиями смогут обучаться в одной школе по месту жительства.
Понятие инклюзивного или совместного образования было введено в 1994 году Саламанкской Декларацией лиц с особыми потребностями. Термин «инклюзия» используется в Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 года. Оба эти документа отражают общественное принятие различий между людьми, осознание ценности каждого индивида.
Инклюзивный подход в образовании напрямую связан с изменением взглядов на инвалидность – это переход от «медицинских» представлений к «социальной» модели.
- С точки зрения «медицинского» взгляда, инвалидность – это нарушение здоровья, ребенку с ОВЗ требуется защита и особая среда.
- «Социальная» модель предлагает увидеть «проблему» не в человеке с инвалидностью, а в самой среде, которая создает барьеры для его развития.
Следовательно, для успешной инклюзии учащихся с инвалидностью необходимо изменить саму образовательную систему. Школа нового типа должна учитывать индивидуальные образовательные потребности каждого. Ученикам будет оказываться специальная поддержка без пренебрежения. Для реализации нового подхода потребуются более гибкие методики, а не стандартизированное преподавание.
В совместных школах детям с ОВЗ и «здоровым» детям будут предоставлены равные возможности. Школьники с инвалидностью смогут принимать полноценное участие во всех сферах школьной и внешкольной жизни. Общество избавится от предрассудков в отношении детской инвалидности, преодолеет эгоизм.
Преимущества и недостатки инклюзивного обучения
Обучению в СОШ подлежат не все дети с ОВЗ. Инклюзивное образование доступно инвалидам с нарушениями ОПД, зрением не ниже 0,1; снижением слуха до 60 Дб без отклонений в развитии. Совместные школы могут посещать школьники с умственной задержкой, сохранившие возможности развития интеллекта.
При выборе школы родителям детей с ОВЗ стоит учитывать преимущества и недостатки инклюзивного обучения
Плюсы | Минусы |
|
|
Инклюзивное обучение не подходит для детей с тяжелыми умственными, сенсорными и физическими нарушениями, с ДЦП в сочетании с потерей слуха ниже 75 Дб, зрения – ниже 0,1.
Таким образом, идея внедрения инклюзии не совместима с идеей закрытия российских коррекционных школ. Всегда должен оставаться выбор между специальными и общеобразовательными школами.
Реализация принципов инклюзии в школе
В современной российской школе чрезвычайно сложно реализовать индивидуальный подход педагогов к учащимся. Школы сталкиваются с такими проблемами, как: недостаток кадров, нехватка финансирования, увеличение отчетности, рутинность труда, авторитаризм руководства и чиновников. В авторитарной школе трудно адаптироваться не только учащимся с ОВЗ, но и условно здоровым детям.
Для перехода к инклюзии коллектив любой школы встанет перед необходимостью:
- обеспечения нормативно-правовой базы инклюзивного образования;
- переподготовки директоров, завучей, всех педагогов в сфере инклюзивных подходов, частичной смены преподавательского состава, найма специалистов, способных реализовать методики инклюзии;
- формирования «безбарьерной» среды, не только образовательной, но и социальной, например, внедрения школьной этики, отслеживания морально-психологического климата в классах;
- создания модели специального сопровождения каждого ребенка с ОВЗ;
- более активного взаимодействия с семьями, в которых воспитываются дети, налаживанию открытого диалога с родителями, организации обратной связи;
- подключения к работе организаций психолого-педагогического сопровождения, социальной поддержки детей-инвалидов;
- разработки научного, программного, методического обеспечения инклюзивного образования (планы, учебники, пособия), внедрения дистанционного обучения.
Чтобы создать образовательную среду для детей с инвалидностью и ОВЗ, придется привлечь и координировать работу психологов, логопедов, педагогов-дефектологов, врачей-психиатров невропатологов, физиологов. Они сформируют школьные социальные, психологические и коррекционно-педагогические службы.
«Безбарьерная» образовательная среда должна быть доступной для любого ребенка с ОВЗ. Образовательные учреждения необходимо оснастить специальным оборудованием для бытовых нужд, передвижения и упражнений детей-инвалидов. Потребуется новая информационно-технологическая инфраструктура, вспомогательные устройства для образования, работы и отдыха.
Проблемы создания систем инклюзивного образования
Отдельные преподаватели пишут новые программы по дополнению образовательного процесса средствами поддержки инвалидов. Зачастую учебные материалы создают специалисты без специального образования.
Учителя не умеют применять методы психологической, педагогической коррекции, работать с различными категориями учащихся, создавать индивидуальные программы для детей с ОВЗ и т.д. Для повышения уровня компетентности педагогов департаменты образования и директора школ должны организовывать курсы переподготовки. Поскольку доля ответственности и нагрузка на педагогов возрастет, потребуется внедрение новых систем мотивации в школах.
Существенной является проблема недостаточности существующих форм поддержки и помощи детям. Деятельность психологов, дефектологов, коррекционных педагогов, врачей и других специалистов разрозненна. Сама по себе школа не обеспечит их фокусировку на нуждах детей. Потребуется реальная реформа в сфере образования и здравоохранения.
Поддержание инклюзивного образования в России
Продвижению идей инклюзии способствовало закрепление в ст. 5 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» возможностей по созданию региональных и местных моделей инклюзивного образования граждан с ОВЗ. Государство должно создавать для таких граждан «условия для получения ими образования, коррекции нарушений и адаптации на основе специальных педагогических подходов».
1 июня 2012 года Указом № 761 была принята «Национальная стратегия действий в интересах детей». Документ на законодательном уровне закрепляет право на инклюзивное образование. В рамках ФЦП «Доступная среда» на 2011-2020 годы отдельные школы получили субсидии на установку пандусов и других элементов вспомогательной среды.
В России около 2 миллионов детей с инвалидностью и ОВЗ – это почти 8% детей. Около 713,1 тысяч детей-инвалидов или 51% учатся в обычных школах. Дистанционно обучаются почти 4 тысяч детей, более 44 тысяч школьников учатся на дому.
Практика инклюзивного обучения внедряется в российскую образовательную систему неравномерно. На 2019 год 158000 классов имеют в составе учеников с ОВЗ. Принять детей-инвалидов готова 1/5 часть школ – это 9664 учреждения. Лидерами по созданию необходимых условий для совместного обучения являются Москва, Санкт-Петербург, Самара, Архангельск.
Заключение
Для полного внедрения инклюзивных подходов требуется реформирование школ. Дополнительное финансирование СОШ позволит снять образовательные, профессиональные, бытовые барьеры, которые ограничивают развитие детей. В целом необходимо усилить внимание государства и общества к поддержке инвалидов, учащихся с ОВЗ.
Прочтите также: Какие налоговые льготы в 2019 году для инвалидов 3 группы
© 2019 — 2024, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.