Нефтяной налоговый маневр. Что это простыми словами.

(11 оценок, среднее: 4,64 из 5)
Загрузка...

21 июня 2018 года правительство РФ начало поэтапное снижение пошлины на экспорт нефти, с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) . Суммарная нагрузка на нефтяников не меняется и налоговый маневр, на первый взгляд, имеет как сугубо бухгалтерский аспект (одного налога платится больше, другого меньше, сумма не меняется) и не интересна не только рядовым гражданам, но даже самим нефтяникам. Но это только на первый взгляд.

Рост внутренних цен

Так как все нефтепродукты  — это глобальный биржевой товар, то внутренние цены на топливо из нефти должны повышаться или понижаться вслед на мировыми ценами. Но реально этого не происходило, так как величина экспортной пошлины «колебалась» вместе с колебаниями мировых цен. Фактически, вне зависимости от мировых цен, российским нефтяникам доставалась практически неизменная величина (после уплаты экспортных пошлин) от продажи нефти. Около 30 долларов с одного барреля нефти.

Соответственно, исходя из принципа равной доходности, и на российские заходы нефть поступает по неизменной стоимости около 30 долларов за баррель. При такой ситуации себестоимость производства нефтепродуктов оставалась стабильной и значительно ниже среднемировых уровней.

Но при обнулении экспортной пошлины внутренние цены должны сравняться с мировыми, с поправкой на налогообложение  (акцизы и так далее). Это и начало происходить начиная с лета 2018 года. Но к такому варианту российское государство не было готово не экономически не социально-политически.

Дотирование нефтяной отрасли

И государство пошло на дотирование внутренних цен!

Формально это звучит так, как будто небо упало на землю. Ведь совсем недавно Обама, который на тот момент еще возглавлял США, обзывал Россию страной бензоколонкой. То есть страной, которая существует только благодаря тому, что получает доходы от нефтепродуктов. И тут выясняется, что Россия будет тратиться на нефтепродукты! Причем объем этих трат очень существенный  около 500 млрд. рублей. Точная цифра будет известна только в конце года, так как зависит от мировых цен на нефть.

Как же так получилось, что в результате «чисто бухгалтерской процедуры», Россия будет накапливать убытки от торговли нефтью, по крайней мере внутри страны, вместо получения прибыли?

Белорусский фактор

«Чисто бухгалтерская процедура», в реальности, имеет как существенный положительный экономический эффект, так и политический.

Дело в том что ранее Белоруссия получала российскую нефть без уплаты таможенных пошлин.

Более того.

Изначально предполагалось что Белоруссия будет получать нефть без таможенной пошлины только в объеме равному ее внутреннему потреблению. Сверх этого объема она должна была возвращать переработанные нефтепродукты по внутрироссийским ценам обратно в Россию. Но Белоруссия предпочитала продукты нефтепереработки не возвращать в Россию, а продавать их в третьи страны, где их цена, естественно, была  и есть выше! Из-за этого возникали периодические очаги напряженности между Минском и Москвой.

Но когда налоговое бремя перенесли с экспортной пошлины, которая стала равна нулю, на НДПИ, Белоруссия стала получать нефть из России по мировым ценам. Политические цели и последствия такого шага, оставим за рамками этой статьи. Остановимся на экономических.

Экономически Россия стало больше получать налогов, так как объем нефти, который получала Белоруссия для внутреннего потребления или незаконной  продаже в третьи страны, раньше не облагался таможенной пошлинной. Теперь же этот объем так же облагается НДПИ, как и все поставки, в том числе внутри России. То есть фактическим, Белоруссия стала покупать российскую нефть по мировым ценам, а Россия получает полностью налоговые отчисления с нефти, которая поставляется в Белоруссию.

Итоговый баланс

В итоге Росия стала получать суммарно  больше налогов так как под дополнительное налогообложение попали объемы как внутрироссийского потребления, так и объемы, которые будет потреблять Белоруссия.

Выгоду от дополнительного налогообложения внутрироссийского потребления, правительство вернет нефтяникам. И можно считать что в этих объемах правительство России не выиграет и не проиграет. То есть останется «при своих».

А вот выгода от налогообложения минских объемов, пойдет в доход государства российского. И по закону сохранения денег, у Минска денег станет меньше. В такой ситуации белорусское правительство имеет две возможности:

  1. Поднять внутрибелорусские цены на топливо.
    Этот шаг имеет как катастрофические последствия:
  1. Экономические — белорусские товары, из-за топливной составляющей, резко поднимутся в цене и буду не конкурентоспособны на российском рынке.
  2. Политико-социальные — населению Белоруссии очень не понравится рост цен на АЗС. К тому же из-за потери российского рынка, (п. I) начнут сокращаться рабочие места.
  • Изыскать у себя финансы для дотирования топлива внутри своей страны.
    Но если Россия их получила «автоматически», от увеличения НДПИ, то в Белоруссии их нет.

 

Есть еще третий вариант — стать частью России, но политика выходит за рамки этой статьи! 🙂

График изменения цен на топливо в России и Белоруссии

Как видно из графика, за последний год, относительно цены в России, топливо в Белоруссии выросло на 10%. И этот рост продолжится, так как, для примера, по сравнению с соседней Польшей, бензин пока еще в 2 раза дешевле!

© 2019 — 2024, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

(11 оценок, среднее: 4,64 из 5)
Загрузка...
 

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

 

или заполнив форму ниже.

Автор: Алексей Зайцев

Образование:

Закончил Новосибирский государственный университет с красным дипломом. Различные курсы повышения квалификации в финансовой сфере.

Опыт:

Различный опыт в финансовой сфере, авиаперевозках, IT,  строительстве, логистики нефтепродуктов.

108 запросов за 3,987 сек., затрачено 54.88 mb памяти.