Почему Украина не переводит транзит газа на нормы ЕС

(11 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Ещё летом Украина планировала работать на газовом рынке по правилам ЕС. Газпром не хотел, но под давлением Украины и ЕС был вынужден согласиться с тем, что новый контракт будет заключён по нормам ЕС. «Перемога»!

Но время прошло, а Украина не так и не перевела работу газотранспортной системы на европейские нормы. «Зрада»? Не совсем.

Что такое европейские нормы для газового рынка

В приложении к газотранспортной системе Украины это означает две вещи:

  1. Газотранспортная система должна быть приватизирована.
  2. Также она должна быть разделена на транспортировку и продажу.

С первым пунктом есть объективные, но при этом в большей части, искусственные  трудности — долги, значительная часть которых бумажная — от переоценки активов.

К тому же менеджеры не заинтересованы терять часть своего бизнеса в прямом и переносном смысле этого слова.

Но при мало-мальской государственной воле, эти проблемы могли быть решены очень быстро. Почему же власти Украины не заинтересованы в переводе работы на правила ЕС?

При разделении компаний на транспортирующую газ и продажу газа, для украинских властей теряет смысл виртуальный реверс, которым они занимаются всё последнее время.

Как устроен виртуальный реверс

Виртуальный реверс — это отбор газа по согласованию с покупателем газа. Формально такая схема не лишена смысла.

Продавец согласился доставить за свой счёт и продать по определённой цене газ. Никакие права продавца не ущемляются.

Украина покупает более дорогой «газ из ЕС», при этом получает плату за транзит этого газа. То на то и выходит. Пока покупатель-продавец и транзитер являются одним лицом.

Но как только покупатель-продавец будет отделён от транзита, у него появится мощный стимул покупать газ там, где дешевле, а не где более политически правильно. И заставить его поступать по-другому будет очень сложно — это будет частная компания. Акционеры взбунтуются.

Примечание:

На уровне государства ,конечно, возможно. Например, в Литве компании заставляют покупать более дорогой СПГ с терминала Independence, взамен российского. При этом правительство освободило от оплаты части расходов по содержанию этого терминала госкомпанию LET, с недавних пор  переименованная  в «Игнитис». Это не нравится литовской же компании Achema, которая теперь подаёт на Литву в Европейский суд. То есть перекосы возможны, но чреваты последствиями и не могут быть постоянными.

Транзитер, конечно, был бы рад, чтобы формально через него прошло как можно большие объёмы и он получил за это оплату, но заказ на эту услугу должен сделать или Газпром, который только транслирует, в определённых объёмах, пожелания покупателя из ЕС. Но если у покупателя не будут газ по реверсу покупать, то и заказывать его у Газпрома он не будет.

Как видно, при нормальной экономической заинтересованности, предпосылок для виртуального реверса совершенно нет. Тем более что Газпром за всё время предлагает покупать Украине напрямую у него  газ дешевле. Это обусловлено чисто экономическими соображениями — отсутствие транзита по Украине, которые будет оплачивать Газпром.

При этом опять-таки исчезает прямая возможность дотировать тарифы для населения, за счёт транзитной выручки.

Вот и получается, что несмотря на всю «перемогу», Украина сама в ней не заинтересована. Что, конечно же, добавляет аргументов Газпрому в переговорах по новому транзитному договору через Украину.

© 2019 — 2024, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

(11 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

 

или заполнив форму ниже.

Автор: Алексей Зайцев

Образование:

Закончил Новосибирский государственный университет с красным дипломом. Различные курсы повышения квалификации в финансовой сфере.

Опыт:

Различный опыт в финансовой сфере, авиаперевозках, IT,  строительстве, логистики нефтепродуктов.

101 запросов за 3,644 сек., затрачено 54.58 mb памяти.