В случае дополнительного анализа рыночного спроса мы можем выделить 2 вида спроса.
Функциональный спрос
Функциональный — это спрос, который связан в первую очередь с потребительскими качествами того или иного товара. Почему так много людей пользуются iPhone? У него есть ряд качеств за что мы и любим продукцию Apple: уникальный дизайн, скорость работы и полная синхронизация всех устройств.
Нефункциональный спрос
Нефункциональный — это спрос, который возникает из-за наличия других факторов, а не из-за потребительских характеристик товара. Этот спрос более интересен для рассмотрения. Он разделяется на подвиды:
Спрос, связанный с внешними воздействиями, проявляется в нескольких основных эффектах:
Эффект «Как у всех»
Этот эффект выражает увеличение спроса отдельного потребителя из-за увеличения популярности, т.е. рыночного спроса на какую-либо услугу или товар Примеров тут множество, но если обобщить, то это мода. Люди в большей или меньшей степени стараются быть в тренде новых веяний жизни, тем самым усиливая спрос на популярные товары.
Эффект исключительности
Этот эффект проявляется немного иначе. Каждый человек считает себя и свои вкусы исключительными, хотя в большей степени это всё иллюзия. 🙂 Однако если человек будет знать, что желаемый товар количественно ограничен и стоит кругленькую сумму, то имея финансовую возможность, он обязательно его купит. Получается, что из-за этого эффекта
Эффект показательного потребления (Эффект Веблена)
Это увеличение спроса потребителя на товар, вопреки, а точнее даже благодаря повышению цены, ввиду его элитарности.
Спекулятивный или ажиотажный спрос
Такой спрос возникает при дефиците товара, если рыночное предложение недостаточно для потребностей рынка или искусственно ограничено в ожидании роста цен. Помните историю с нехваткой гречки? Это лучший пример ажиотажного спроса, который, кстати, пару лет назад был искусственно раздут, и в итоге на этом заработали неплохие деньги. 🙂
Нерациональный спрос
Возникает из-за минутной слабости, каприза или прихоти, то есть эта покупка является незапланированной. Вы не задавались вопросом почему у кассовых аппаратов лежит большое количество сладостей и игрушек? Такая хитрая политика ориентирована на родителей с детьми, ведь иногда даже небольшая покупка начинается со слов «Ну купи…»
© 2017 — 2024, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.