Каждый предприниматель, решивший открыть свое дело, должен знать, как составить грамотный бизнес-план. От правильности его оформления и точности данных будет зависеть привлекательность проекта для потенциальных инвесторов. Кроме этого, сам бизнесмен не ошибется в выполнении каких-либо шагов в процессе регистрации своего дела, закупки оборудования, найма персонала и др.
Что такое бизнес-план
Под бизнес-планом понимается письменный документ, содержащий определенные разделы и рассказывающий инвесторам о маркетинговой, финансовой, экономической, социальной, рисковой, отраслевой составляющей своего будущего дела.
Хороший бизнес-план для малого предпринимателя обычно содержит следующие разделы:
- титульный лист, на котором указываются основные данные о проекте – название будущей организации, ее местоположение, контакты владельца бизнеса, дата составления документа;
- резюме проекта, в котором пишется в сжатом виде основная суть всех остальных разделов – на основании резюме должно быть четко понятно, что нужно, чтобы создать данный бизнес, и к каким результатам он приведет в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах;
- цели, задачи, ресурсы, которые будут использоваться для открытия бизнеса и его дальнейшего осуществления;
- подробный анализ отрасли, с указанием портрета типичного покупателя, с описанием целевой аудитории, с перечислением потенциальных конкурентов;
- оценка возможностей бизнеса в рамках данной отрасли – с указанием полного перечня планируемых к реализации товаров, услуг или работ, планируемых к достижению экономических и финансовых показателях, планируемых к найму сотрудников, планируемого к приобретению в собственность имущества и др.;
- маркетинговый план, в котором следует подробно указать – какой среднемесячный объем потребления товара, услуги, работы может быть в теории, сколько будет составлять средний чек, что нужно сделать, чтобы повысить спрос и др.;
- план производства – в этом разделе подробно и поэтапно описывается, как будет производиться товар (оказываться услуга, выполняться работа), за счет каких технологических, материальных или иных средств, на какие факторы нужно воздействовать, чтобы увеличить плановое производство и др.;
- организационный план – в представленном разделе нужно указать ссылки на все законодательные акты, которые регулируют процесс регистрации бизнеса и его осуществления, а также написать четкий график (поэтапно) со сроками, по которому проект будет воплощаться в жизнь;
- финансовый план – здесь пишутся примерные бухгалтерские показатели на первое время работы и на плановый период – ближайшие 1-2 года после открытия бизнеса (оборотные, внеоборотные активы, капитал, резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства, налоги и сборы, возможные убытки и др.);
- риски – в данном разделе описывается, какие риски могут быть уже при открытии и в процессе ведения бизнеса, и что необходимо сделать, чтобы эти риски свести к нулю или хотя бы минимизировать;
- приложения – сюда нужно включить копии различных договоров, лицензий, цены, каталоги от официальных поставщиков, а также все то, что не вошло в основную часть бизнес-плана по причине своей объемности.
Пример составления бизнес-плана
Представляем инструкцию, как составить бизнес план самому: образец с расчетами на примере кафе быстрого обслуживания:
- составляем титульную страницу по стандартным правилам;
- пишем резюме “красивым и доступным для понимания языком” в свободной форме;
- описываем продукты и услуги, которые будут продаваться (оказываться) в кафе – первые, вторые блюда, напитки, мучные и кондитерские изделия (полное меню лучше вынести в приложения);
- указываем конкурентов, в том числе, основных и дополнительных, их долю присутствия на рынке в соответствующем населенном пункте, удаленность ближайшего конкурента от места открытия своего бизнеса и др.;
- составляем маркетинговый план – желательно перед его оформлением провести на улицах опрос, по результатам которого выявить – что не устраивает людей в обслуживании основных конкурентов, сколько раз в неделю среднестатистический житель ходит в кафе, нравится ли покупателям представленный ассортимент и др. – и уже с учетом этих факторов планировать рекламную кампанию;
- план производства – здесь пишем перечень оборудования, которое потребуется для работы кафе – чайник, миксер, кастрюли, СВЧ-печь, плита электрическая с грилем, кофеварка, овощерезка и др.; в этом же разделе также нужно указать единовременные расходы (при открытии бизнеса) и регулярные затраты (ежемесячные);
- организационный план – сюда следует включить таблицу с указанием должностей и квалификационных требований, необходимых личностных качеств работников (например, повару кафе нужно иметь среднее специальное образование, опыт работы в соответствующей сфере не менее 5 лет, а из личных качеств – честность, порядочность, умение быстро и вкусно готовить);
- финансовый план – в виде таблицы представляем сведения о примерной выручке и чистой прибыли кафе за месяц и за год, данные по расходам на заработную плату, налоговые отчисления, коммунальные услуги (долю каждой статьи расходов можно представить также в виде графика);
- оценка экономической эффективности – рассчитываем чистую приведенную стоимость (NVP), индекс прибыльности (PI), срок окупаемости проекта (PBP) и внутреннюю норму рентабельности (IRR).
СКАЧАТЬ: Предлагаем также скачать и другие бизнес-планы
Итак, предприниматель, решивший начать свое дело, обязательно должен составить бизнес-план для инвесторов а, если таковых нет, то просто для себя. Грамотно составленный план поможет открыть бизнес с минимальным количеством ошибок, что уже на первоначальном этапе даст хорошие результаты.
Прочтите также: Как открыть мясную лавку с нуля: бизнес-план 2019
© 2019 — 2024, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.